Какие уроки извлекла Россия из самой трагической катастрофы подводного флота

0

Спустя двадцать лет после крушения, случившейся с атомной подводной лодкой «Курск», эта трагедия остается одной из самых мрачных глав в истории российского флота.

Атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами «Курск» был одной из заключительных заложенных подводных лодок проекта 949А «Антей» («Оскар II» по классификации НАТО). Этот проект, специально разработанный для войны с авианосными ударными группами ВМС США, стал кульминацией советского подводного кораблестроения на завершении эпохи СССР. Планировалось выстроить двадцать лодок этого типа, но до окончания холодной войны успели спустить на воду только тринадцать корпусов.

Какие уроки извлекла Россия из самой трагической катастрофы подводного флота

«Курск» вошел в состав Нордового флота в 1994 году — как раз в то время, когда резко сократилось финансирование российского Военно-морского флота. За годы после распада Советского Альянса из-за связанного с сокращением бюджета хронического невыполнения необходимых работ по техническому обслуживанию многие подводные корабли пришагали в упадок.

«Курск» считался одной из самых боеспособных подводных лодок Северного флота, укомплектованной подготовленным экипажем. 12 августа 2000 года «Курск» совместно с десятком других российских кораблей вышел в назначенный район для участия в первых самых крупных после распада Советского Альянса флотских учениях. В ходе учения «Курск» получил разрешение на проведение торпедной стрельбы практическими торпедами по тяжкому атомному ракетному крейсеру «Петр Великий». Но по каким-то причинам произошла задержка с выполнением упражнения, а чуть запоздалее с интервалом в две минуты раздались два подводных взрыва. В результате взрывов «Курск» затонул. Разрушенными оказалась вся передняя доля корпуса и несколько носовых отсеков подводной лодки.

После длительных разбирательств правительственная комиссия, проводившая расследование, пришагала к выводу, что из-за утечки перекиси водорода взорвалась одна из загруженных на «Курск» торпед типа 65-76А. Взрыв потребовал пожар, который быстро распространился по подводной лодке, что привело к детонации еще нескольких торпед. Как сообщается, после этого на борту субмарины оставались в живых итого двадцать три человека, но в конечном итоге и они погибли по причине невозможности проведения аварийно-спасательных работ. В результате трагедии погиб тяни экипаж подводной лодки — 118 человек.

Последующее расследование выявило многочисленные нарушения должностных инструкций  и правил безопасности, в том числе ладья вышла в море с неисправным аварийно-спасательным буем, не были своевременно проведены инспекционные проверки готовности корабля и экипажа, с нарушениями эксплуатировалась техника и оборудование. В последнем итоге комиссия определила причиной катастрофы утечки в торпеде из-за некачественной сварки корпуса изделия. Запоздалее выяснилось, что практическая торпеда была в плохом техническом состоянии и вообще не должна была грузиться на борт «Курска». Вероятно, что непосредственной причиной взрыва мог быть плохой сварочный шов, но нет никаких сомнений в том, что катастрофа «Курска» стала результатом системных проблем, накопившихся в течение десятилетия после распада СССР, повсеместного несоблюдения правил и руководств и недопустимого отношения к обслуживанию техники и оборудования.

Трагедия «Курска» усугубилась неадекватной реакцией Москвы. В решающие дни после крушения из уст Кремля звучали противоречивые и сомнительные заявления, чиновники и командование не спешили раскрывать число жертв, была нехорошо организована поддержка семей погибших моряков, и по непонятным причинам откладывалось принятие окончательного решения о приеме британской и норвежской поддержки в проведении авариной-спасательных работ. До сих пор продолжаются споры о том, что именно пошло не так, и при этом некоторые специалисты полагают, что Кремль изначально был заведён в заблуждение военными по поводу масштабов трагедии и количества жертв.

Трагедия «Курска» стала для Москвы не только заданием решения кризисных проблем, но и тревожным звонком по поводу плохого состояния многих кораблей российского военного флота. К начину 2010-х годов Министерство обороны РФ наметило обширную программу модернизации, чтобы вдохнуть новую жизнь в ВМФ.

Поделиться…
Share on VKTweet about this on TwitterShare on Facebook0


Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *