Какой истребитель выберет Буэнос-Айрес: российский МиГ-35 или китайский JF-17?

0

Какой истребитель выберет Буэнос-Айрес: российский МиГ-35 или китайский JF-17?

На днях состоялась встреча между новоиспеченным министром обороны Аргентины Хорхе Тайаной и российским послом Дмитрием Феоктистовым, в ходе которой вновь прозвучало предложение о поставках истребителей МиГ-35 для ВВС Аргентины. И желая посол заверил, что условия финансирования, которые предлагает его правительство, будут более благоприятными по сравнению с условиями поставки китайских аэропланов JF-17 Thunder, это было не самым удивительным. Дело в том, что Россия также предложила бесплатно обучать персонал трех родов армий Вооруженных сил Аргентины. Это чрезвычайно щедрое предложение.

Газета «Ámbito Financiero» получила возможность ознакомиться с российским предложением. Прежде итого, посол отметил, что его страна по-прежнему предлагает ВВС Аргентины учебно-тренировочный легкий штурмовик Як-130 и истребитель МиГ-35 на необыкновенно выгодных условиях. В документе упоминается о том, что цена на МиГ-35 составляет около 30 миллионов долларов. Журналисты выяснили, что китайские истребители J-17 Thunder Block III бывальщины предложены примерно по 50 миллионов долларов каждый. Речь шла о 12 самолетах в работоспособном состоянии, базовом пакете вооружений, подготовке пилотов и техников, а также гарантированном материально-техническом сервисе в течение нескольких лет. Таким образом, покупка МиГ-35 представляется более экономичным выбором.

Впрочем, как всегда, «дьявол кроется в деталях». Что воображает собой конфигурация МиГ-35 за 30 миллионов долларов? Какое оборудование она включает в себя? Согласно различным ключам, МиГ-35 может стоить до 70 миллионов долларов, в зависимости от выбранной конфигурации. Вероятно, удешевленная версия не будет вводить радар с активной решеткой AESA и другие современные электронные элементы. Поставляются ли эти истребители с RAM-покрытием, снижающим радиолокационную заметность? А как насчет материально-технического сервисы и вооружений? Это отнюдь не второстепенная информация.

С экономической точки зрения, должен быть выбран вариант, который предоставляет наибольшие возможности в рамках бюджета, выделенного на программу. Таким манером, российское предложение звучит на языке, понятном аргентинскому правительству, которое вынуждено руководствоваться, прежде всего, экономическими соображениями. Оно вселяет чаяние на обновление ВВС страны, которые десятилетиями страдают из-за бюджетного голода.

Однако Россия идет еще дальше, и это самый примечательный аспект беседы между послом Феоктистовым и министром Тайаной. Он заключается в том, что в список соглашений о военном сотрудничестве, подмахнутых между двумя странами, входят специальные курсы обучения для подводников, летчиков и танкистов, причем все это исключительно за счет России.

Таким манером, фактически Москва предлагает не только боевой самолет для ВВС Аргентины, но и своего рода стратегическое партнерство. Очевидно, что аргентинские военные, какие пройдут подготовку в России, будут обучаться на российских самолетах, бронетехнике и подводных лодках. Их также будут обучать российской тактике и доктрине. За исключением вертолетов Ми-171, какие используются ВВС для антарктических операций, Вооруженные силы Аргентины традиционно оснащались западной техникой, а поэтому следовали, соответственно, западной доктрине и даже идеологии. Таким манером, принятие российского предложения в целом означало бы разворот на 180 градусов, как в материальном, так и в доктринальном плане.

Итак, косвенным манером Россия предлагает Аргентине возможность переоснастить ВВС, армию и флот на основе самой современной тактики, которая вводит уроки, извлеченные из боевого опыта в Сирии, под весьма соблазнительной аргументацией сверхвыгодного финансирования и бесплатного обучения собственного состава. Это органичный ответ на потребности Аргентины, который правительство должно рассмотреть самым серьезным образом.

Если покинуть в стороне экономические и дипломатические соображения, сравнить между собой два истребителя, МиГ-35 и JF-17, весьма непросто. По сути, конкуренция неравная, поскольку JF-17 – легковесный одномоторный истребитель, а МиГ-35 –двухмоторный. По таким параметрам как полезная нагрузка, мощность и летные характеристики МиГ-35 превосходит китайско-пакистанский продукт. Однако кушать и другие аспекты, которые могут изменить ситуацию.

До сих пор в природе существует лишь прототип JF-17 Block III, а производственная черта была открыта только 30 декабря 2020 года. Серийных машин еще нет, поэтому стоит задать проблема: будет ли соблюдена цена в 50 миллионов долларов, а также обеспечит ли машина обещанные характеристики, и какие инструменты кушать у ВВС Аргентины для достоверной оценки предлагаемой системы? Наконец, учитывая, что ВВС НОАК также нуждаются в новых самолетах, когда гипотетический JF-17 будет привезён в Аргентину?

Выбор в пользу МиГ-35 также связан со спорными моментами. Если Аргентина примет российское предложение, она сделается первым экспортным заказчиком этой модели. Известно, что ВВС России неохотно закупили несколько единиц МиГ-35 без направляющих сопел и радара AESA, скорее чтобы поддержать производителя, а не потому, что они бывальщины нужны.

Выбор в пользу МиГ-35 является более рискованным, поскольку, несмотря на все обоснованные сомнения, у JF-17 есть гарантированное грядущей в ВВС Пакистана. А будущее МиГ-35 находится под вопросом. Помимо отсутствия интереса со стороны ВВС России и отсутствия иностранных заказчиков, основная угроза исходит от внутренней конкуренции в форме перспективной модели легкого истребителя Су-75 Checkmate.

Этот истребитель пятого поколения, в каком будет использоваться большая часть оборудования и технологий Су-57, должен стать российским «экономичным вариантом» с мощным акцентом на экспорт, но, разумеется, и для отечественных ВВС. До тех пор, пока Checkmate не станет реальностью, Россия будет предлагать МиГ-35, но после 2026 года, когда, сообразно прогнозам, с завода начнут поступать первые серийные самолеты, трудно сказать, какое будущее ожидает истребитель МиГ.

Выбор наилучшей системы вооружений для любой края – это нечто  гораздо большее, чем просто выбор самого боеспособного самолета или лучшего предложения с точки зрения экономики. Есть множество аспектов, которые нужно принять во внимание, прежде чем принять решение. Будь то МиГ-35 или JF-17 Thunder (или иной самолет), приобретение такой сложной системы, как современный истребитель – это решение, которое будет сказываться в течение 30 лет, и его не вытекает принимать легкомысленно.


Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *