Переоцененный педофил. Зачем пересматривать Гогена

0

В Лондоне отворилась выставка великого художника, которая не только исследует его эволюцию как портретиста, но и представляет новый тип экспликаций к работам.

На Закате разгорелась дискуссия о возможном пересмотре творчества франузского живописца Поля Гогена из-за его сожительства с девушками-подростками во пора пребывания на Таити.

Все началось с открывшейся этой осенью выставки Гогена в лондонской Национальной галерее, куратор какой сопроводил работы художника комментариями о его сексуальных отношениях с несовершеннолетними.

Позже в New York Times вышла статься с заголовком Не пора ли упразднить Гогена? Одни призывают отделять личность творца от его работ, другие — о необходимости пересмотра творчества признанных искусников прошлого с позиций эпохи #MeToo. Корреспондент.net рассказывает подробности.

 

Срывая покровы с Гогена

Поль Гоген (1848-1903), вначале моряк, потом банковский клерк, посредник по перекупке картин, принял решение заняться живописью внезапно, под воздействием инстинкта, бросив также жену и пятерых детей, но стал одним из четырех величайших мастеров постимпрессионизма и «кассовых» художников. 

Творчество французского самоучки сделалось революционным для своего времени. Впервые вместо античного идеала европейской публике были представлены образы «варварские». Цивилизация нецивилизованных народов, считавшаяся долгое время дикой и примитивной, вдруг стала интересна широкой аудитории.

Секрет скандальной эротической картины 19 века

Вслед за Гогеном художники стали примерять на себя этот экзотичный манера, который в дальнейшем перерос в отдельное направление в искусстве — неопримитивизм. Правда, не только новый сюжет, но и его непривычное воплощение поражали современников: алые небеса, зеленая вода, синие деревья. 

Автопортрет Поля Гогена, 1988 год

Сам путь художника был не менее привлекательным и диковинным. Гоген родился в Перу и прожил там несколько лет. В розысках вдохновения он отказался от благ цивилизации и перебрался из Франции на Таити, чтобы прочувствовать на себе первобытную жизнь во всей ее простоте.

«Цивилизация мало-помалу уходит от меня. Я начинаю мыслить попросту, испытывать очень мало ненависти к моим ближним, лучше того — начинаю любить их… Ночная тишь на Таити — самая диковинная из всех здешних диковинок… Я понимаю, почему эти люди могут часами, днями сидеть, не выговаривая ни слова, и меланхолично созерцать небо», — писал он в письмах другу.

При жизни полотна Гогена не пользовались спросом и он жил в нищите. Но отсутствие заинтересованности к своим работам его ничуть не волновало. Сам художник свою работу ценил высоко и оставил множество автопортретов. А в 2015 году его полотно Когда свадьба? стала самой дорогой на тот момент — 300 миллионов долларов.

Поль Гоген, Когда свадьба? 1892 год

«Вероятно, пришло время перестать воспринимать Гогена как единое целое?». Такой вопрос слышат в тексте аудиогида посетители лондонской Национальной галерки, гуляя по выставке Портреты Гогена.

В центре внимания экспозиции находятся автопортреты, картины, на которых художник представил своих друзей, коллег, а также девушек, с которыми сожительствовал на Таити и детей, которые родились в этих связях.

Особое пункт на выставке занимает картина Предки Техаманы. На ней можно видеть юную любовницу Гогена с веером в руке. Под полотном отмечается, что девице 13-14 лет.

Поль Гоген, Предки Техаʼаманы. 1893 год

«Вне всякого сомнения, Гоген использовал свое привилегированное положение выходца с Заката, чтобы извлечь максимальную выгоду из доступной ему сексуальной свободы», — слышат посетители выставки.

В международном музейном вселенной Гоген пользуется спросом. Только за последние несколько лет было организовано полдюжины выставок его работ, в том числе в Париже, Чикаго и Сан-Франциско.

Однако в эпоху повышенной социальной чувствительности к вопросам пола, расы и колониализма музеям приходится пересматривать наследие художника, отмечает New York Times.

Одинешенек из кураторов лондонской выставки Кристофер Риопелле считает, что уже недостаточно говорить, что в те времена сексуальные связи с подростками почиталось нормальным явлением.

Поль Гоген, Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? 1897-1898 года

Гогена он именует сложным человеком. По словам Риопелле, он был глух к чувствам других людей, поэтому злоупотреблял их доверием и причинял боль, утоляя свою художественную жажду.

Сила и секс: шокирующее искусство Древнего Рима

Выставка в Лондоне проводится совместно с канадской Национальной галереей в Оттаве. Ее директор Саша Корабля объясняет, что «разоблачительные» комментарии появились под полотнами Гогена, чтобы устранить «белые пятна» и сдеать их более живыми для современной аудитории.

По мнению других музейных специалистов, пересмотр жизни художников прошлого с точки зрения человека 21-го столетия является рискованным, поскольку может повергнуть к бойкоту великого искусства.

«Сам по себе человек может вызывать у меня отвращение и ненависть, но творчество есть творчество. Как лишь художник создает произведение, оно перестает ему принадлежать: отныне оно принадлежит миру», — говорит Висенте Тодоли, проводивший выставку Гогена в 2010 году.

Арт-директор предупреждает, что вытекая такой логике можно прийти к отказу от чтения Уильями Шекспира и Мигеля де Сервантеса.

Поль Гоген, Вяще никогда 1897 год / Getty

Однако создательница онлайн-музея о молодых девушках в истории и культуре GirlMuseum Эшли Ремер настаивает, что поступки Гогена были настолько чудовищными, что бросают тень на все его творчество.

«Если говорить прямо, он был заносчивым, переоцененным, надменным педофилом», — говорит она. Если бы его картины были фотографиями, они бы стали более скандальными.

Она также критикует тех, кто проводит выставки Эгона Шиле, какой также писал обнаженных несовершеннолетних моделей, за «утаивание» личности художника.

Преподавательница истории искусств в Университете Окленда Кэролайн Верко также помечает, что картины Гогена неправильно формируют восприятие Океании, как застывшего навечно в полуразрушенном прошлом месте. Хотя, по ее словам, цивилизация местных народов динамично развивается.

Афро-американский художник Кьянде Уайли, который называет Гогена своим идолом, но говорит о необходимости изменения образа видения, поскольку на темнокожих персонажей полотен смотришь «через призму телесного желания самого художника».

Поль Гоген, Сбор плодов. 1899 год / EPA

Другой куратор, проводивший выставки Гогена, Лайн Клаузен Педерсен сообщает, что с каждой выставкой с Гогена «снимается еще один слой исторической защиты».

«С нашей точки зрения, все эти грязные детали должны стать достоянием общественности. Без этого рассказ о Гогене будет неполным», — добавляет Педерсен.

Сегодня история с обсуждением Гогена воспринимается в контексте движения #MeToo и движений за социальную правда, объединенных термином woke culture: вскрывшиеся факты насилия, некорректного отношения к женщинам, высказываний.

Это движение стоило карьер и слав уже многим деятелям культурной элиты.  Но «культурные войны» редко заходят на территорию академического искусства.

Принцип историзма, заявка рассматривать содержание произведения с поправкой на стандарты и нормы его времени, молчаливый консенсус, требующий отделять картины и книжки от личности их автора, — все это вошло в культурную плоть европейской цивилизации. 

На самом деле, говорит культуролог и журналист Юрий Сапрыкин, стремление поставить эти проблемы под сомнение — не новость и не порождение эпохи #MeToo; в каком-то смысле они всегда были спорными, и эта спорность обостряется во поры крупных общественных изменений. 

 

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *