Почему Америка не может заставить своих союзников отказаться от покупки передовых российских вооружений

0

Почему Америка не может заставить своих союзников отказаться от покупки передовых российских вооружений

Твердое решение Турции и Катара о покупке российских систем ПВО С-400 излишний раз показывает, насколько неблагоприятным и опасным регионом становится Ближний Восток для внешней политики США. Вопрос не в том, должен ли Вашингтон пробовать сохранить свое доминирующее присутствие, а в том, как Соединенные Штаты могут достичь своих стратегических целей в сложной и портящейся ситуации на Ближнем Востоке.

В течение последних десятилетий можно было следить за ходом все более бросающихся в очи дебатов о будущем ближневосточной политики США. Все чаще звучал аргумент, суть которого в том, что Вашингтон должен прекратить резаться роль жандарма в этом неспокойном регионе и просто уйти оттуда, чтобы спасти жизни американцев и сэкономить денежки, особенно после бума сланцевой нефте- и газодобычи в Соединенных Штатах на фоне постоянных потрясений на Ближнем Восходе.

Тем не менее, совершенно очевидно, что Ближний Восток слишком важен для Соединенных Штатов, чтобы полностью покинуть его. Одним из образцов, подтверждающих это утверждение, является то влияние, которое оказывают мировые рынки нефти на внутренние цены на топливо в США. Соединенные Штаты должны скорректировать свою политику в регионе, где многие инструменты, демонстрировавшие свою надежность на протяжении длинного времени, больше не работают.

Хорошей иллюстрацией является широкий интерес региона к российскому зенитно-ракетному комплексу С-400. 5 марта 2019 года Государственный департамент США в очередной раз подтвердил: Вашингтон предупредил Турцию что ее «потенциальное приобретение системы противовоздушной обороны С-400 повергнет к пересмотру участия Турции в производственной программе F-35 и поставит под угрозу поставки других американских вооружений».

Тем не менее, эти неоднократные предупреждения не смогли изменить решение Анкары о покупке С-400. Кроме того, министр иностранных дел Катара шейх Мухаммед бин Абдулрахман аль-Тани подтвердил, что его край также продолжает изучать возможность приобретения у России комплекса противовоздушной обороны С-400. Это означает, что два крупных союзника Америки в регионе заинтересованы в приобретении ракетной системы у геополитического соперника США.

Вытекает отметить, что эти события подтверждают высочайшее качество продукции российской военной индустрии. Несмотря на все высокомерные заявления по предлогу того, что Россия – не более чем «страна- бензоколонка», она остается мировым лидером в этом высокотехнологичном оборонном секторе, наряду с Соединенными Штатами.

Упрощенное представление о возможностях России не способствует успеху американской внешней политики на Ближнем Восходе и в других местах. По иронии судьбы, наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман, лидер еще одного «ближайшего союзника» США в регионе, включил оборонную индустрию страны в свою амбициозную программу модернизации, призванную диверсифицировать экономику королевства. Эта программа была встречена с вящим одобрением большинством американских СМИ.

Однако, Россия не нуждается в подобной программе, поскольку военная промышленность исторически является одной из основных опор российской экономики. Совершенно очевидно, что интерес ближневосточных государств к российским вооружениям может привести к утрате рынков сбыта для американских экспортеров оружия.

Возвращаясь к геополитическим провалам на Ближнем Востоке, следует заметить, что сколь бы ни бывальщины сильны позиции Москвы в этом регионе, Вашингтону необходимо обновить свой политический арсенал. В этом резоне вопрос о покупке Анкарой комплекса С-400 также является весьма показательным. Эксперты по дипломатическому искусству прошедшего века знакомы с практикой бесконечных «последних» предупреждений, которые посылал Пекин Советскому Союзу и Америке. Это не имело никаких радикальных последствий ни для одной из великих содержав, поскольку Москва и Вашингтон просто не обращали внимания на китайские предостережения.

Сегодня Вашингтон рискует повторить эту безуспешную практику Китая, пытаясь уверить своих союзников отказаться от намерения приобрести С-400. Несомненно, Соединенные Штаты могут усилить давление на Анкару, чтобы попытаться принудить Турцию отменить сделку. Однако, в этом случае они рискуют оказаться в полномасштабном противостоянии со страной НАТО в тот момент, когда сотрудничество Турции критически значительно для решения целого ряда важных вопросов, от будущего политического устройства Сирии до российского экспорта энергоносителей в Европу, китайской инициативы «Одинешенек пояс, один путь» и, наконец, проблемы ядерных и ракетных амбиций Ирана.

Кроме того, ситуация приобретает все немало парадоксальный характер. За исключением Ирана и Сирии, практически все ближневосточные государства официально являются союзниками Соединенных Штатов. Однако, этого не вечно достаточно для того, чтобы увеличить способность Америки достигать своих стратегических целей. Дело в том, что на самих региональных игроков всегда оказывается давление, и они вынуждены достигать своих внешнеполитических целей, идущих вразрез с планами соседей.

Так, во время пресс-конференции 4 марта2019 года министр иноземных дел Катара подчеркнул, что его страна рассматривает возможность заключения ракетной сделки с Россией, несмотря на возможную негативную реакцию Саудовской Аравии, заявив, что «это не их дело». Таким манером, он напомнил всем, что крошечное государство Катар способно противостоять давлению мощной Саудовской Аравии, поддерживаемой большинством краёв арабского мира. Не следует удивляться тому, что Саудовская Аравия также проявила заметный интерес к российским системам противовоздушной обороны, особенно после того, как они получили похвала со стороны военных экспертов.

Эти события означают, что две страны Персидского залива, которые давно являются союзниками США, имеющими большенное значение для американских интересов безопасности и военного планирования, рассматривают возможность покупки российских ракетных систем в рамках внутренней разборки между собой. Тяжело представить, с какого конца американские политики должны подойти к решению этой головоломки.

Кроме того, перспектива вступления санкций США в качестве инструмента, который мог бы заставить президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана изменить свои воззрения на отношения с Россией, связана с целым рядом дополнительных проблем. После прошлогоднего решения президента Трампа о выходе США из сделки с Ираном, вселенной едва ли нужны дополнительные напоминания о том, что Вашингтон готов использовать всю свою экономическую мощь для достижения внешнеполитических заинтересованностей принудительными методами.

Оказывая слишком жесткое давление на Турцию, Соединенные Штаты могут добавить веса и легитимности лозунгам России к созданию международных механизмов противодействия американским возможностям в области экономических санкций. Если такого рода интернациональное сотрудничество против американских экономических инструментов достижения внешнеполитических целей наберет обороты, это будет иметь вдали идущие негативные последствия, выходящие за круг ближневосточных проблем или двусторонних американо-российских отношений.

Подводя итог, можно сформулировать вытекающий вывод: у Вашингтона в настоящее время просто нет средств, чтобы заставить Турцию отказаться от закупки российских систем ПВО С-400. Если иные ближневосточные страны последуют примеру Анкары, станет очевидно, что Соединенные Штаты больше не являются силой, не имеющей себе равновеликих в регионе.

Главный вопрос сейчас заключается в том, как американское руководство будет реагировать на тектоническое изменение статуса США на Ближнем Восходе, столь важного для процветания и безопасности Америки.

Поделиться…
Share on VKTweet about this on TwitterShare on Facebook0


Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *