Россия-Германия: Прокладывая курс через бурные воды

0

Россия-Германия: Прокладывая курс через бурные воды

В начине месяца Европейский союз ввёл санкции против шести российских чиновников из-за отравления оппозиционного лидера Алексея Навального.  Инициаторами запрещения на въезд в ЕС и замораживание банковских активов выступили Германия и Франция, через несколько дней после того как ОЗХО подтвердила, что в разборах крови, взятых у Навального, есть следы запрещённого нервно-паралитического ОВ «Новичок», что является нарушением Конвенции о запрещении химического оружия.  Ранее лаборатории в Германии, Франции и Швеции пришагали к такому же заключению.

Санкции были введены, несмотря на жёсткое предупреждение со стороны министра иностранных дел Сергея Лаврова, что Москва в ответ на такие поступки может заморозить отношения с ЕС. Россия на обвинения в отравлении отрицает, причём президент Владимир Путин призывает прочертить совместное расследование.

Немедленные последствия

Канцлер Германии Ангела Меркель призвала занять более жёсткую позицию по касательству к России и сама потребовала от Москвы объяснений, а также навестила Навального в госпитале. Всё это вызывает вопросы, как скажутся эти события на российско-германских касательствах, являющихся ключевым компонентом взаимодействия Москвы с Европой.

Весь спектр уже введённых санкций (за украинский кризис, за крушение MH17 2014 г., за вмешательство в американские выборы 2016 г., за отравление Скрипалей 2018 г.) не заставил Россию изменить своё поведение во внешней политике, заставляя усомниться в их эффективности  и при отсутствии отчетливого плана действий на будущее.

Высказываются и опасения по поводу возможных последствий для «Северного потока-2», строительство какого близко к завершению. В 2019 году 27 стран ЕС импортировали из России 44,7% нужного им природного газа и 28% нефти. Для  Германии эти показатели бывальщины соответственно 31,5% и 40%. Для России, несмотря на рост экспорта на азиатские рынки, Европа остается основным потребителем её природных ресурсов. США и отдельный страны ЕС долгое время утверждали, что новый трубопровод ещё больше увеличит зависимость Европы от российского газа.

До сих пор Берлин отмахивался от предупреждений о чрезмерной подневольности от российского газа и указывал, что ему нужен «СП-2», поскольку Германия стремится увеличить долю экологически более незапятнанного топлива в  своём энергобалансе эффективным по затратам способом. После того как стала известна история с отравлением Навального, Германия впервые показала, что она готова обсудить будущее газопровода. Однако будущие выгоды от «СП-2», а также то, что его строительство находится в стадии завершения, означают, что откладывать проект в длинный ящик – сомнительный вариант для  обеих сторон. Это ясно по реакции Германии на недавнее расширение американских санкций против «СП-2», когда она настаивала на своём суверенном праве принимать политические решения по ввозу энергоносителей. Россия тоже не намерена выходить из проекта и, и утверждает, что завершит строительство, несмотря на санкции. Скорее итого, так и будет.

Проект «СП-2»- часть стараний Германии  отделять коммерческие  и экономические решения от политики.  Путин тоже выдвинул на первоначальный план особые торговые и инвестиционные связи между двумя странами, которые служат национальным интересам обеих сторонок.

Более широкая картина

Между тем, неуклонное ухудшение двусторонних российско-германских отношений отрицать трудно. После в основном теплых касательств в первые два десятилетия после распада Советского Союза, когда связи между Россией и Германией в экономической и политической сферах неуклонно укреплялись, заключительнее десятилетие отмечено растущим обоюдным недовольством.

Если говорить о России, то ещё до украинского кризиса и аннексии Крыма, приведших к разрыву касательств с Западом, разочарование Европейским союзом росло. Основными причинами  были расширение НАТО на восток, цветные революции и несогласия по вопросу противоракетной обороны. Германию и ЕС критиковали за то, что они не «предвидели» реакцию России на соглашение об ассоциации с Украиной в 2014 г. Проект Большенный Европы  от Лиссабона до Владивостока стал нежизнеспособным.

И всё же, в отличие от других государств ЕС, Берлин продолжает «держать баланс» в своих касательствах с Россией. После кризиса на Украине, с европейской стороны именно Меркель поддерживала регулярные контакты с Путиным. Опять и снова выступая против военного решения и провокаций со стороны России, германская сторона предпочла вместе с Москвой заключить Минские договоренности о прекращении огня.

Но это не означает, что политика Германии полностью расходится с политикой ЕС и США.  Берлин подписывается под  жёсткими санкциями против России с 2014 года. Несмотря на мощные экономические связи, правительство Германии убедило бизнес-лобби согласиться с этими санкциями. У Германии есть, кроме всеобщих, и свои причины для недовольства, включая взлом сайта парламента в 2015 г., разжигание анти-мигрантских настроений с помощью дезинформации и смертоубийство в Берлине бывшего командира чеченских повстанцев. Эти инциденты усилили недоверие между обеими сторонами, а российским отрицаниям обвинений в Германии не веруют.

И, хотя Германия по-прежнему держит двери для «дипломатии и переговоров» открытыми, она больше не выступает в роли «главного собеседника» России в Европе.

Прагматичный подход

Германия пытается отыскать баланс в своих отношениях с Россией, а та всё больше переориентируется на Евразию, и обе стороны всё меньше ждут чего-то друг от товарища. Никто не хочет смягчать своих позиций, и двусторонние отношения сейчас можно описать словами «застой и неразбериха». И последний случай с Навальным – всего лишь очередной повод для разногласий, поэтому позитивных изменений ожидать не стоит.

И всё же, несмотря на проблемы, кушать необходимые обеим странам области, позволяющие сотрудничать на прагматичной основе. И двигателем этих отношений является собственно следование «взаимным интересам» вместо претензий на «особую роль», на что указал Путин в своём недавнем выступлении в Валдайском клубе.

Тут ведущий фактор – экономические и энергетические связи между двумя странами, причём Германия в 2018 г. стала вторым по размеру торговым партнёром России. Среди стран-членов ЕС Германия является крупнейшим импортёром товаров из России, а также и крупнейшим экспортёром. Кроме того, кушать ряд проблем регионального и глобального масштаба, которые требуют регулярного дипломатического сотрудничества между обеими сторонами. Помимо того, что обе края являются ключевыми участниками Нормандского формата по Украине, у них есть также общий интерес в сохранении  ядерной сделки с Ираном после однобокого выхода из неё США. Кроме того, двусторонние отношения России и Германии – это важная опора европейской стабильности.

Всё это конкретные, четко определенные районы координации, которые необходимо использовать для стабилизации ситуации. Это приведёт к более ограниченному сотрудничеству, в рамках решения конкретных проблем, но это лучше, чем прекращение дипломатического процесса.

Поделиться…
Share on VKTweet about this on TwitterShare on Facebook0


Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *