Россия и Европа: две разные истории

0

За те полтысячелетия, когда в вселенной господствовала Европа, к слову «европеец» был привязан немалый багаж. Дипломаты иногда используют это слово для обозначения принадлежности к Европейскому Альянсу. Но самый важный смысл — ценностный: быть «европейцем» — значит быть современным, цивилизованным, рациональным человеком, держаться ”общих ценностей», быть успешным, быть сильным. Не быть «европейцем» — значит не иметь ничего всеобщего с этими характеристиками, а скорее быть их противоположностью. Европейцы — это правители, которые являются примером для подражания; а остальные – их подданные и подчиненные. В течение итого периода европейского господства предпочтительнее было считаться “европейцем”, желательно перенять европейские привычки, стиль платья, образование и внешний вид. Не быть «европейцем», с другой стороны, было оскорблением: ведь тогда ваша культура не отвечает стандартам.

Россия и Европа: две разные истории

Я в течение нескольких лет собирался написать это эссе, но все откладывал, потому что знаю, что для многих читателей «Европа» означает все «лучшее», и произнести, что Россия не является европейской державой, значит сказать, что она недостаточно хороша. Но, наконец, президент Путин предоставил мне вводное слово: «Россия — это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация».

Я всегда считал Россию, пользуясь термином Макрона, цивилизационным страной. У нее собственный путь — не европейский, не азиатский, а именно русский. Если пользоваться методологией Тойнби, то она, как и весь западный христианский мир, является дочерним образованием эллинизма.

Подавайте применим эту методолгию к России и Европе. Если рассматривать нашу европейскую историю – то надо начать где-нибудь — с главы I «Римская империя». Мы будем сообщать о происхождении европейской нации, ее завоеваниях, распаде и наследии. В книге по русской истории нет подобной главы: Россия не была долей Римской империи, и, по сути, до 800-х годов в российской история не было ничего значительного. Глава II книги по истории Европы, вероятно, была бы отдана христианству; Россия и Европа разделяют это, но опять же есть большая разница. Римская империя стала официально почитаться христианской в ​​начале 300-х годов, когда христианство распространилось по всей империи.

Миссионеры из Европы перенесли веру за пределы Империи в Германию и Ирландию. Опыт знакомства русских с христианством — более поздний, и иной: великий князь Владимир зачислил сознательное решение о своем крещении и дальнейшей христианизации народа, выбрав византийскую версию христианства, в то время как европейское христианство изначально было ориентировано на Рим. Глава III книжки по европейской истории будет посвящена Карлу Великому и воссозданию — независимо от Константинополя — христианской Священной Римской империи, серединой которой стали бывшие язычники и варвары — в России не было ничего подобного, так как ей предстояло пройти  еще два столетия до целой христианизации. Главу IV можно было бы посвятить борьбе правителей империи и Папского престола — ничего подобного не было в России. Глава V – это эпоха Ренессансы, и, опять же, в России не было ничего аналогичного. Фактически, можно написать большую часть книги по европейской истории, не упоминая слово «Россия» вплоть до 1700-х годов.

Ну а что было бы в книжке по русской истории? Глава I, вероятно, будет посвящена варягам и созданию региона слабосвязанных городов-государств, по крайней мере, номинально почитавшихся православными; большая часть этой истории была бы несколько мифологизирована или подкреплена только археологическими артефактами. Глава II будет отдана развитию государства, которое сейчас называют Киевской Русью, торговле с Византией и многочисленным контактам с Европой — тогда русская царевна сделалась королевой Франции. Здесь можно было сказать (оставив в стороне растущую важность различий в религии, особенно после Великого раскола 1054 года), что Россия и Европа могли бы очутиться переплетенными настолько, чтобы стать одним целым. Но русская глава III описывает разницу, которой и объясняется все последующее: монгольское иго. В итоге серии молниеносных походов монгольские войска захватили Русь, разрушили Киев и подчинили все русские княжества монгольскому владычеству, принудив платить дань. Ничего подобного не происходило в Европе, хотя могло произойти: монгольские войска отступили из Венгрии в 1242 году и вяще туда не возвращались. Если бы монголы дошли до Атлантики, возможно, появился бы второй шанс для переплетения России и Европы. Но они удалились из Европы и остались в России.

Много было написано о влиянии монгольского владычества на развитие России, но все исследователи сходятся во сужденье, что оно очень сильно повлияло на ее будущее. Два с половиной столетия того, что русские называют «монголо-татарским игом» — это пора становления современной Европы, которое начинается, когда Томас Аквинский был еще  мальчишкой, и заканчивается, когда Колумб был молодым мужем. Это период огромных перемен в европейской цивилизации, в то время как в России это годы уступчивости, терпения и стойкости. Процесс ренессансы «Русских земель» возглавила Московия, ранее не игравшая значимую роль. Хрестоматийной датой окончания «монголо-татарского ига» в учебниках истории является отход монгольских армий перед лицом русской армии у реки Югры в 1480 году, но на самом деле последний монгольский правитель русских земель был прибран только после того, как Екатерина вернула Крым и Новороссию в конце 1700-х годов.

Итак, гипотетические книжки по европейской и российской истории имеют совершенно разные главы, а это значит, что они имеют совершенно разную историю; и нам доводится говорит о двух вещах, а не об одной.

Европа достигла своего могущества в 1500-х годах, покорив весь прочий мир, и мелкие европейские игроки, такие как Бельгия, сумели успешно встроиться. Даже могучий Китай был покорен — это был для него «век унижения». Россия была одним из немножко исключений; несмотря на несколько безуспешных попыток Европы покорить ее. Петр Великий европеизировал Россию, создал военно-морской флот, основал оружейные заводы в Туле, принудил бояр сбрить бороды, снять кафтаны и одеваться как французские мастера танцев. Все это позволило ему лучше подготовить Россию к брани со Швецией, которая в то время доминировала в регионе. Когда Карл XII потерпел поражение от Петра I под Полтавой в 1709 году, Россия вышла на европейскую манеж как великая держава, с которой нужно было считаться. Спустя столетие император Александр стал одним из пяти человек, какие перестроили Европу.

Европейцы недооценивают важность военного искусства, предпочитая думать, что именно их ценности, их политические навыки, современность подходов или их наука позволили им быть выступающими на протяжении пяти веков. Но их могущественным союзником была смертоносная военная мощь (в том числе и  смертельные болезни): «Что бы ни случилось, у нас кушать «Максим», а у них нет». Петр, столкнувшись с нападением из Европы, освоил европейские способы убийства, и благодаря этому Россия осталась самостоятельной. Многие пытались сопротивляться западной агрессии, но потерпели неудачу — Текумсе, Тупак Амару, Кешвайо, Рани Джханси — но Петру Первому это удалось. Куцей говоря, добровольная европеизация России (и Японии) была продиктована желанием изучить европейский способ ведения брани, чтобы сохранить свою независимость. Под Полтавой в 1709 году, в Вене в 1814 году, в Берлине в 1945 году — самостоятельная Россия становилась главной силой в Европе.

Реалии того, что Европа так и не смогла завоевать Россию, что русские наружно выглядят и ведут себя как европейцы, что в европейском созвездии Россия является великой державой – все это вызвало немало неразберихи в головах. Многие люди пришли к убеждению, что Россия — это часть европейской цивилизации, но не вполне полноценная, то есть, это, разумеется, европейская держава, но плохая. Но как только человек осознает, что Россия не является европейской страной и имеет совершенно иную историю, развиваясь параллельно, не расширяя контактов на протяжении веков, то сможет заглянуть дальше этих иллюзий. Различные силы формировали их, и соответственно получились разные результаты.

Эта держава – не низшая, не «азиатская», не оторванная от цивилизации, не бескультурная, а попросту другая. «Цивилизационное государство», как и Китай.

Поделиться…
Share on VKTweet about this on TwitterShare on Facebook0


Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *