Россия меняет приоритеты, переходя к созданию истребителей новой разработки

0

Россия меняет приоритеты, переходя к созданию истребителей новой разработки

Поскольку на Ближнем Восходе сохраняется напряженность между государствами, в основном поддерживающими Запад, и такими странами, как Афганистан, Сирия и Иран, российская индустрия будет стремиться использовать возможности для экспорта в регион своей оборонной продукции. Здесь, в Дубае, российский «Рособоронэкспорт» (стенды A05, A06) надеется уверить потенциальных клиентов в том, что страна готова к тому,  чтобы не ограничиваться эффективными, но все более дорогими модернизациями и модификациями Су-27 и МиГ-29.

Новейшие и наиболее совершенные варианты  МиГ-35 и Су-35- пользовались лишь умеренным успехом на экспортном базаре из-за того, что машины становились  все более дорогими как в плане первоначальной закупки, так и в плане эксплуатации, с точки зрения стоимости лётного часа.

«У российских аэропланов просто не предусмотрено варианта с намного более дешёвой эксплуатацией, в отличие от их западных аналогов», — отмечает одинешенек из польских военных аналитиков. – «Здесь действительно применима старая пословица: «Вы покупаете истребители и платите за них фунтами». Что мы [в польских ВВС]  заметили, так это насколько дороже обходится эксплуатация МИГ-29 по сравнению с F-16, поскольку Польша имеет на вооружении оба самолёта и их можно сопоставить».

По этой и иным причинам МиГ-35 до сих пор не имеет зарубежных заказчиков, а Су-35 пока закупили только ВВС НОАК и Египет, причем в небольших числах. Хотя «Суперфланкер», как его иногда называют, является эффективной платформой (а также новым самолетом для пилотажной команды «Русские витязи»), он весьма большой и тяжелый и даже ещё более дорогой в эксплуатации, чем Су- 27 первоначальной модификации.

Опции «пятого поколения»

Чтобы избежать западни морального устаревания, российская промышленность с начала прошлого десятилетия работает над проектами самолетов нового поколения. Первоначально эти усилия в основном бывальщины сосредоточены на разработке противовеса американскому F-22A Raptor от Lockheed Martin, —  ПАК ФА / T-50. Впоследствии российская промышленность разработала комплект прототипов для проверки бортовых систем, используемых в конструкции самолета.

Модель серийно производящегося самолёта теперь популярна под названием Су-57 и несёт в себе многие черты американского истребителя – это двухмоторная конструкция, отличающаяся интегральным планером, обеспечивающим малозаметность его для радаров. Однако габаритные размеры Су-57 меньше, чем у Су-27 и Су-35 но по-прежнему вяще, чем у Миг-29. Как и у самолётов предыдущего поколения, которые он призван заменить, двигатели разделены  для обеспечения большей малозаметности.

Детали конструкции Су-57 подчеркивают то, что сообщает один из критиков всей концепции истребителей «пятого поколения», американский аналитик Джеймс Стивенсон: «Лейбл пятое поколение» — это, скорее, маркетинговая ухищрение, не более. Технически к этой категории относятся всего 4 самолета: F-22, китайский J-20, Су-57 и F-35, то есть две американских модели, одна российская и одна китайская. Если учесть пятую  — Shenyang J-31/ FC-31 и его модификации — можно произнести, что сегодня существует 5 моделей самолетов этого типа».

«Но что вы заметите —  это совершенно разные самолеты с почти взаимоисключающим комплектом задач. Малозаметность в той или иной степени — это лишь один из аспектов, благодаря которому их относят к следующему поколению, но во немало отношениях это единственная основная характеристика, которая их всех объединяет». Причём Су-57 обладает наименьшей малозаметностью из всех пяти машин.

Иная трудность, с которой сталкивается Су-57, заключается в том, что затраты на его производство оказались выше, чем первоначально планировалось, особенно если учесть весьма небольшое объём начального степени производства. В начале прошлого десятилетия многие предполагали, что Индия присоединится к программе в качестве партнера, а другие края, эксплуатирующие одну или несколько модификаций Су-27 и Су-30, станут его зарубежными заказчиками.

Ни того, ни другого не произошло, а, значит, что один-единственным заказчиком остаются ВКС России. Кроме того,  в серийное производство не поступили ни РЛС с активной сканирующей решеткой (АФАР) НИИП Н036 «Белка», ни разрабатываемый двигатель 5-го поколения «Изделие 30». Пока на Су-57 устанавливается та же РЛС НИИП N035 «Ирбис» и двигатели серии 117С / АЛ-41Ф, что и на Су-35.

Вытекающий шаг – мат (Checkmate)

Московский авиационно-космический салон МАКС, который проводится раз в 2 года, всегда используется в качестве площадки для того, чтобы российский аэрокосмический сектор коллективно расхваливал свои достижения. Кроме того, это идеальный форум для объявления новоиспеченных инициатив, которые отрасль планирует представить через 4 месяца в Дубае.

Этот сценарий был разыгран снова в этом году, когда был представлен новоиспеченный концепт одномоторного истребителя.  Хотя модель названа Checkmate, некоторые аналитики называют её Су-75, хотя гадательно официального обозначения у этой модели ещё нет.

Самолет, представленный 20 июля на МАКСе, первоначально описывался как «прототип», но в немало поздних отчетах указывалось, что продемонстрированная машина представляет собой нелетающий «гибрид», который является частью прообразом и частью макетом. Гендиректор ОАК Юрий Слюсарь и главный конструктор ОКБ Сухого Алексей Булатов рассказали об этой программе на МАКСе, но рассказали лишь о кой-каких основных характеристиках. Они заявили, что первый полет состоится через два года, и что серийное производство может начаться уже сквозь 4 года, несмотря на скептицизм по поводу этих сроков со стороны отраслевых аналитиков, которые считают, что сборка может завязаться не раньше, чем через 7 лет.

Предполагается, что программа восполнит потребность на международном рынке в доступной альтернативе F-35 Lockheed Martin. Российская команда разработчиков заявляет, что Checkmate будет стоить от 25 до 30 млн. долларов.

Самым вящим препятствием для Checkmate  вполне может стать недостаток государственного финансирования и отсутствие заказов от ВКС. Программа могла бы создать кое-какую экономию за счет того, что машина будет оснащена одним из тех же двух двигателей «Изделие 30», которые сейчас проходят испытания для программы Су-57, и будет владеть модификацию   той же РЛС N036 AESA.

Однако в прошлом ВКС не проявляли особого энтузиазма в отношении небольших однодвигательных платформ, и большинство российских аналитиков сообщают, что за последние несколько лет ситуация не сильно изменилась.

«Если Checkmate не станет программой для ВКС, зарубежному заказчику продать эту машину будет тяжело», — говорит один из давних специалистов по российской аэрокосмической отрасли. «Однако, в конце концов, им, наверное, придётся зачислить эту программу по той простой причине, что Су-57, вероятно, будет недоступен в количестве, необходимом для замены нынешнего парка истребителей предыдущего поколения».


Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *