Российские усилия по развитию Северного морского пути встречают скептицизм

0

Российские усилия по развитию Северного морского пути встречают скептицизм

С тех пор, как контейнеровоз «Ever Given» сел на мель в Суэцком канале и блокировал на неделю значительнейшую артерию мировой торговли, Северный морской путь (СМП), проходящий вдоль арктического побережья России, привлек всеобщее внимание в качестве предполагаемого альтернативного морского маршрута. Природно, главным сторонником такого развития событий является Москва.

СМП имеет одно явное преимущество перед Суэцким каналом. Доставка грузов по этому маршруту занимает гораздо меньше времени, поскольку протяженность Полярного круга вдвое меньше, чем Тропика Рака, к которому близок Суэцкий канал. Однако, убранству с этим, имеется несколько крупных негативных моментов, затмевающих это преимущество. По всей видимости, главным контраргументом являются издержки.

В сегодняшнее время стоимость перевозок по СМП примерно в два раза дороже, чем через Суэцкий канал. Чтобы противостоять этому негативному фактору, российские должностные лики пытаются расширить популярность этого водного пути, искусственно занижая стоимость перевозок.

Вице-премьер России Юрий Трутнев заявил, что транспортировка грузов по СМП в сегодняшнее время должна быть не выше, чем по южному маршруту, а в долгосрочной перспективе она должна стать даже дешевле, чем доставка сквозь Суэцкий канал. Чтобы достичь этого, по словам Трутнева, Москва готова создать отдельную государственную программу и профинансировать ее, чтобы снизить издержки, связанные с транспортированием грузов через Арктику.

Однако есть и другой негативный фактор, которому гораздо труднее противостоять: ущерб опоясывающей среде. Среди тех, кто возражает против идеи роста объема перевозок по СМП, – глобальный перевозчик Mediterranean Shipping Company (средиземноморская судоходная компания). MSC неоднократно подчеркивала свое неприятие Нордового морского пути, ссылаясь на экологические соображения. По мнению представителей компании, увеличение морских перевозок по Северному морскому линии приведет к значительному экологическому ущербу, включая сокращение биологического разнообразия, ускорение таяния ледников и дальнейшее глобальное потепление в итоге роста углеродных выбросов, загрязнения атмосферы и потенциальных разливов нефти.

По словам генерального директора MSC Сорена Тофта, его компания является ответственным и экологически сознательным перевозчиком, и потому решение об отказе от использования северного маршрута было очевидным. Об этом сообщает новостной портал судоходства и логистики Ajot.

Наконец, третий фактор: обескураживающая статистика позволений на перевозку и навигацию. Это еще одно серьезное препятствие, с которым сталкивается российское правительство. В первые три месяца 2021 года сквозь СМП было перевезено более 7,5 миллиона тонн, что на 3,9 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года. Кроме того, как сообщает ресурс PortsNews, за первый квартал в акватории СМП было зарегистрировано всего 56 навигационных позволений, что на 10 процентов меньше, чем в прошлом году.

Сочетание экономических компенсаций, которые готова взять на себя Россия, и проблем, связанных с пропускной способностью Суэцкого канала, мастерит СМП потенциально целесообразным и реалистичным вариантом. Однако вопрос о том, насколько привлекательным он окажется в долгосрочной перспективе, является весьма дискусионным и его еще предстоит выяснить.

Поделиться…
Share on VKTweet about this on TwitterShare on Facebook0


Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *