Смогут ли Китай и Россия использовать Японию для уклонения от западных санкций?

0

Смогут ли Китай и Россия использовать Японию для уклонения от западных санкций?

По суждению некоторых экспертов, нерешительная позиция Японии в отношении санкций против России и Китая может сделать ее основным кандидатом на роль хаба по отмыванию денежек и другой деятельности по уклонению от санкций.

Несмотря на то, что Япония является близким союзником Соединенных Штатов и других краёв «большой семерки», она неохотно применяет санкции в отношении России и Китая. После июньского саммита в Корнуолле, где G7 придала особое смысл борьбе с нелегальной финансовой деятельностью, Япония рискует отстать, если продолжит колебаться по вопросу о введении таких же санкций, что и ее союзники. В противном случае она может обратиться для России и Китая в хаб по уклонению от санкций.

Нерешительность Японии объясняется ее стремлением сохранять нейтралитет, не теряя преимуществ, какие дают стратегические отношения с крупными соседними державами. Экономическая взаимозависимость между Японией и Китаем довольно бездонна: на сегодняшний день в Китае работают 7754 японские компании, а между тем, в 2019 году страну посетили немало 8 миллионов китайских туристов. С другой стороны, Япония по-прежнему относится к Китаю с настороженностью из-за непримиримых несогласий, как давних, так и новых.

Отчасти именно по этой причине правительство Синдзо Абэ в 2013 году впервые попыталось использовать Россию в качестве противовеса Китаю. Кроме того, заинтересованность Японии к России обусловлен растущими потребностями в импорте нефти и газа. Это ставит Японию в уникальное положение: оставаясь ближним союзником Соединенных Штатов и других стран, которые ввели санкции против Китая и России в связи с нарушениями прав человека и территориальной агрессией, Токио хранит относительно тесные связи с обеими странами, что является одновременно и возможностью и опасностью.

Поскольку Япония поддерживает пространные торговые связи с Китаем и Россией, имеет большой внутренний рынок, а также тесно связана с мировой финансовой системой, она может сделаться каналом для продолжения их незаконной финансовой деятельности по всему миру, если не согласует санкции с Соединенными Штатами и их союзниками.

В заключительные  годы Китай и Россия демонстрируют заинтересованность в создании собственной финансовой системы, которая была бы за пределами контроля США. До сих пор китайская и российская дедолларизация опиралась на евро и юань. Однако ситуация может измениться, поскольку при администрации Байдена США, вылито, более тесно координирую свои действия с Евросоюзом. Следовательно, возможности Китая и России по осуществлению расчетов в евро могут быть ограничены. В этих условиях Москва и Пекин могут рассмотреть йену в качестве альтернативы евро, учитывая, что она является третьей всемирный резервной валютой после доллара и евро.

Кроме того, по состоянию на май 2021 года в Японии не было реестра бенефициарных обладателей, в котором указывается, кто является основным владельцем того или иного актива. Это делает Японию привлекательным местом для регистрации подставных корпораций, за какими стоят Китай и Россия, для уклонения от западных санкций.

Однако наиболее серьезным недостатком законодательства Японии является отсутствие какого-либо порядка санкций, основанного на требованиях по соблюдению прав человека. С 2020 года в японском парламенте начали рассматривать возможность вступления санкций в связи с репрессивными действиями Китая в Синьцзяне и Гонконге. Однако соответствующий закон так и не принят. Больше того, в марте нынешнего года, когда прочие члены «большой семерки» ввели санкции в отношении нарушителей прав человека в Китае, Япония ограничилась оборотом «серьезной озабоченности». В 2014 году, когда Соединенные Штаты, Европейский Союз и другие члены НАТО завели санкции против России после аннексии Крыма, Япония ждала несколько месяцев, прежде чем присоединиться к ним. А когда это, наконец, случилось, японские санкции оказались настолько ограниченными, что некоторые аналитики назвали их чисто символическими.

Невзирая на заинтересованность Японии в поддержании стратегических касательств, как с Китаем, так и с Россией, есть некоторые признаки прогресса в решении потенциальной проблемы уклонения от санкций. В частности, в Токио остро активизировались призывы к принятию закона Магнитского. Кроме того, Япония обязалась вместе с другими членами «большенный семерки» сделать общедоступными данные о бенефициарных владельцах активов.

Японии предстоит еще немало сделать, чтобы не обратиться в хаб по уклонению от санкций для Китая и России. Она должна пересмотреть свой инструментарий в области санкций и финансовой прозрачности, а также подходы к торговле с Китаем и Россией, чтобы не позволить подпольным финансовым структурам воспользоваться своими обширными связями на мировом рынке.

Хотя Япония обоснованно считает, что стратегические взаимоотношения с Китаем и Россией дают ей немало возможностей, она должна рассмотреть вопрос о том, не используют ли Пекин и Москва ее относительную открытость для ведения бизнеса с ними как оружие для достижения своих целей.


Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *