Транснациональные компании обнаружили, что быстро уйти из России не так просто

0

Транснациональные компании обнаружили, что быстро уйти из России не так просто

Несколько ведущих американских брендов заявили, что начали процесс свертывания своих операций в России, но отметили, что для этого потребуется немалое время.

Так, Burger King заявляет, что не может официально закрыть свои 800 ресторанов в России, поскольку российский деловой партнер просто отказываются это делать. Материнская компания сети ресторанов быстрого питания, Restaurant Brands International, заявила на прошлой неделе, что работает над продажей своей 15-процентной доли в российской франшизе Burger King, но предупредила, что не может отступить от условий своего контракта.

Yum Brands, компания, стоящая за брендами KFC и Pizza Hut, оказалась в схожей ситуации, когда большинство ее точек в России принадлежит российским франчайзерам. Компания Subway также заявила, что не может заставить партнеров закрыть 450 заведений в России. В отличие от других сетей быстрого питания, McDonald’s владеет своими ресторанами в России, что позволило компании закрыть большую часть из них.

«Единственный франчайзер, который сейчас имеет значение в России – это Владимир Путин, – сказал основатель международной консалтинговой фирмы по вопросам франчайзинга Майкл Сейд. – Если он скажет закрыться, ты закроешься. А скажет оставаться открытым, придется остаться».

Американские финансовые учреждения в большинстве своем пришли к решению о прекращении операций в России, в том числе Citigroup, которая инвестировала в страну 10 миллиардов долларов и имела здесь наиболее широкое присутствие. Но уйти будет непросто, поскольку Россия блокировала для финансовых компаний вывод их активов. Citigroup изо всех сил стремится сейчас найти покупателей для своего розничного банковского бизнеса.

Банк не может продать свои филиалы российским покупателям, подпадающим под западные санкции, без специального разрешения правительства США. Но и свернуть их деятельность он также не может, не найдя нового «дома» для существующих клиентов. Это весьма сложный процесс, который может занять месяцы, если не годы.

В нормальной обстановке компании, подобные Citigroup, могли бы использовать юридические механизмы для возврата своих средств, но эксперты не склонны считать, что Россия подчинится требованиям международных судов. «Если страна стала настоящим изгоем, зачем ей соблюдать международные законы?» – сказал профессор международных экономических отношений в школе Флетчера при университете Майкл Клейн.

Датский судоходный гигант Maersk, который объявил, что прекратит свои операции в России, недавно сообщил о том, что продолжает совершать рейсы в российские порты, чтобы забрать около 50 тысяч пустых грузовых контейнеров, которые остаются в стране.

Нефтяные компании ExxonMobil и BP рассчитывают продать свои многомиллиардные проекты в России, но эксперты высказывают предположения, что их ожидают огромные убытки от этих инвестиций. Согласно прогнозам, западные авиационные лизинговые компании потеряют самолеты на сумму около 10 миллиардов долларов, которые Россия отказывается вернуть.

Американская компания Koch Industries, которая владеет двумя стекольными заводами в России, сделала заявление, согласно которому она «не намерена оставлять эти производственные мощности российскому правительству, чтобы оно могло пользоваться ими и извлекать выгоду».

Согласно сообщениям СМИ, французский автопроизводитель Renault, одна и немногих западных компаний, не остановивших производство продукции в России, также услышала угрозы со стороны Кремля. Renault принадлежит контрольный пакет акций АвтоВаз, и на ее заводах работает около 40 тысяч российских сотрудников.

Некоторые компании, отказывающиеся покинуть Россию – это производители медицинских препаратов и продовольственных товаров, которые заявляют, что не могут свернуть свою деятельность в России, поскольку это нанесет ущерб населению страны в целом, которое потребляет их продукцию.

Так, компания Nestlé заявила в среду, что приостанавливает производство продукции своих кондитерских брендов KitKat и Nesquik, но продолжит выпускать товары первой необходимости, такие как детское и профилактическое питание. Компания также указала, что пожертвует полученную в России прибыль организациям, оказывающим гуманитарную помощь.

«Такой подход соответствует нашим целям и корпоративным ценностям, – говорится в заявлении Nestlé. – Кроме того, он отвечает принципу обеспечения неотъемлемого права человека на пищу».


Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *